(843) 519-74-19
Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты
21.04.2015
В условиях современной экономической ситуации проблема производства и реализации контрафактной продукции стоит особенно остро. Нарушающие закон компании не только лишают дохода легальный бизнес, но и уходят от налогов, нанося вред экономике страны.
По данным Южного таможенного управления (ЮТУ), с 1993 мировой объём торговли контрафактными товарами увеличился в 18 раз.
В России рынок контрафактной продукции оценивается в 4 млрд долларов. В 2014 году на юге России таможенная служба выявила в два раза больше контрафактной продукции, чем в 2013 году. Больше всего среди изъятого товара подделок игрушек, одежды, текстильных и бытовых товаров.
«Вызывает обеспокоенность тот факт, что таможенными органами ЮТУ в 2014 году выявлено 1,87 млн единиц контрафактной продукции, что в 2,1 раза больше, чем в 2013 году», — сказал СМИ в прошлом году руководитель ЮТУ Александр Гетман.
Контрафакту — бой!
Есть несколько серьёзных причин, по которым государство активно борется с изготовителями подделок.
Во-первых, они лишают дохода легальных игроков рынка, а значит, и возможности инвестировать в производство, вкладывать средства в научно-исследовательские разработки и выпускать высококлассные изделия. Кроме того, нарушаются права патентообладателей, чьи изобретения нелегально копируют. Во-вторых, предприятия, изготавливающее подделки, избегают налогов, используя «серые» схемы в бухгалтерии и труд нелегальных мигрантов. В-третьих, контрафактный товар всегда отличается низким качеством, а значит, несёт угрозу жизни и здоровью потребителей. Особенно актуально это для электротехнической продукции, которая используется на предприятиях различного уровня: от государственных корпораций и оборонного комплекса до частных компаний и домовладений.
Сегодня на тендерных площадках, где происходит закупка аппаратуры для крупных предприятий и госкорпораций, основным условием победы, как и на любом тендере, является преимущественно цена продукта. И тут дешёвому, некачественному контрафакту трудно противопоставить оригинальную технику, сделанную в соответствии со всеми стандартами из высококачественных материалов. Ведь зачастую, сертификаты качества контрафактной продукции — такие же подделки, как и сама продукция. И при более детальной проверке это достаточно быстро выясняется. Не проверяя товары участников, организаторы тендеров, таким образом, помогают производителям контрафакта.
«Представьте, что в энергосистему атомной станции или ТЭЦ попадает всего лишь один контрафактный (а значит, сделанный из дешёвых, не соответствующих ГОСТам материалов) автоматический выключатель. В случае перегрузки сети или короткого замыкания этот аппарат должен разомкнуть цепь, предотвратив повреждение энергосистемы. Контрафактный автоматический выключатель в любую минуту может выйти из строя, не выдержав нагрузок, превращаясь, таким образом, в мину замедленного действия», — рассказали об опасностях подделок представители Курского электроаппаратного завода (КЭАЗ).
Самый гуманный суд в мире
По оценкам специалистов КЭАЗ, ежегодно предприятие теряет около 800 млн рублей. В производстве арбитражных судов уже находится несколько дел, рассматривающих иски завода к производителям и продавцам контрафактной продукции.
Примечательно, что в России выносится всего два – три обвинительных приговора в год по статье 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав».
Надо отметить, что факт производства и, особенно, реализации контрафакта очень сложно доказуем в суде. В числе прочего это связано с отсутствием правоприменительной практики по подобным преступлениям. Из огромного количества нарушений до суда доходят всего единицы уголовных дел по фактам незаконного использования патентов, что подтверждает и пресс-центр КЭАЗ. При этом чаще всего они квалифицируются как преступления небольшой тяжести и не грозят нарушителям лишением свободы.
Ситуация, впрочем, меняется — с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в ФЗ № 230 ГК РФ, которые значительно упрощают процедуру выплаты фиксированной компенсации за нарушение исключительных прав правообладателя на изобретение, полезную модель или промышленный образец.