(843) 519-74-19
Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты
17.04.2015
Депутаты Государственной думы предлагают принять дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, о важности которого в очередной раз на Госсовете 7 апреля говорил президент России Владимир Путин. Группа депутатов от КПРФ — Александр Абалаков, Сергей Обухов и Валерий Рашкин — разработала поправки в ФЗ «О банке развития», которые позволят Внешэкономбанку выкупать облигации малого и среднего бизнеса, сообщает газета «Известия».
Помимо того, что ВЭБ участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП), законопроектом предлагается закрепить за банком функцию выкупа выпущенных субъектами малого и среднего предпринимательства облигаций общей стоимостью, равной имеющейся у предпринимателя кредитной задолженности перед банками и иными кредитными организациями, при их первичном размещении.
Документ устанавливает целый ряд обязательных условий для выкупа Внешэкономбанком облигаций: полное залоговое обеспечение облигаций, выпущенных предпринимателем, стоимость выкупа должна быть эквивалентна имеющейся у предпринимателя кредитной задолженности перед банками и иными кредитными организациями, полученные от размещения облигаций средства предприниматель незамедлительно направляет на погашение задолженности перед банками и иными кредитными организациями. Максимальный срок погашения облигаций не может превышать 10 лет. При этом ВЭБ не имеет права требовать погашения облигаций в течение 3 лет после их выкупа, что не лишает субъекты МСП права погасить их по своей инициативе.
Предусмотренные законопроектом механизмы поддержки распространяются только на выкуп облигаций субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в России и принадлежащих российским гражданам. Таким образом, иностранные компании, даже регистрируя свои представительства в России, не могут рассчитывать на получение помощи от Внешэкономбанка.
Депутаты пояснили, что их законопроект подготовлен в качестве дополнения к мерам правительства и Банка России, направленным на поддержку банковской системы, но не подразумевающим поддержку малого и среднего предпринимательства. Депутаты убеждены, что благодаря таким мерам банковская система сможет получить долги, малый и средний бизнес — рассчитаться с долгами, а Внешэкономбанк не потерпит убытков, поэтому «довольны будут все».
Коммунисты приводят в пример разработанный Министерством финансов и предлагаемый для внесения в Госдуму законопроект «Об особенностях перечисления в 2015 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2014 года». По их мнению, он не способен дать какие-либо гарантии малому и среднему бизнесу, значение поддержки которого для нормализации и стабилизации финансово-экономической ситуации в России сложно переоценить.
«В отличие от законопроекта Минфина наш законопроект направлен на решение в условиях валютно-финансового кризиса двух задач одновременно: за счет выкупа Внешэкономбанком облигаций осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, а за счет условия о незамедлительном погашении кредитной задолженности перед банками и иными кредитными организациями — поддержка кредитно-банковской системы», — пояснил «Известиям» свою позицию один из авторов законопроекта Александр Абалаков.
Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов сомневается в эффективности предложения коммунистов, поскольку, как он отметил, таким инструментом, как облигации, пользуются более крупные предприятия.
«Все-таки это возможность в большей степени создать новый финансовый инструмент, нежели реально помочь малому бизнесу, — считает он. — У малого предпринимательства есть другие проблемы: сейчас признаются субъектом малого бизнеса в основном торговые предприятия. Производственные предприятия не подпадают под эту категорию, даже если они реально малые. Речь идет об обороте. Бесспорно, что доступ к кредитам должен быть облегчен, потому что того, что сейчас делается по банковской линии для малого и среднего бизнеса, явно недостаточно. Однако облигации, я думаю, будут интересны очень уж узкому кругу компаний».
Управляющий активами финансовой группы РИКОМ Владислав Жуковский считает, что решать проблему с долгами необходимо, и данный механизм может быть полезным.
«Если Внешэкономбанку будут выделены 0,5 трлн или 1 трлн рублей на выкуп таких облигаций, то малые и средние предприятия могли бы рефинансироваться — это было бы большим движением вперед. Однако если ВЭБ будет выкупать эти облигации на вторичном рынке, малый и средний бизнес ничего толком из этого не получит. Если они будут выходить на первичном рынке, то это другое дело», — считает он, отмечая ряд трудностей, с которыми можно столкнуться при реализации такого законопроекта на практике.
По мнению Владислава Жуковского, Внешэкономбанку будет проблематично оценить качество выкупаемых им активов. Специалист утверждает, что для этого необходим какой-то посредник, например, агентство кредитных гарантий вместе с банком малого и среднего бизнеса, у которых есть опыт работы с малым и средним бизнесом — они смогут оценить кредитоспособность и платежеспособность заемщика, понять, насколько ему необходимы деньги, насколько действительно эти деньги будут использоваться для развития производства, а не для каких-то спекуляций.
«Нужно подключать Центральный банк России, который мог бы, в свою очередь, рефинансировать Внешэкономбанк под пул этих активов. Тогда можно было бы уйти от использования денег государства, — рассуждает Жуковский. — Чисто рыночными путями проблему решить невозможно, потому что банки кредитовать ниже, чем под 25–30%, сегодня не могут, а уж тем более малый бизнес, у которого не пойми что творится с залоговым имуществом. Знаю по своим клиентам и партнерам: малые предприятия десятки раз заложили и перезаложили одни и те же активы, квартиры, машины, имущество, векселя и поручительства, и свободных денег у них действительно просто нет».