(843) 519-74-19

Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты

Новости

10 апреля 2015

80% огнетушителей могут оказаться муляжами80% огнетушителей могут оказаться муляжами

10.04.2015

Более 80% пожарно-спасательной продукции, которая используется в России, является фальсифицированной. Общий объем "серого" рынка составляет более 100 млрд рублей. Такие данные приводит общественная организация малого и среднего бизнеса "Опора России" в своем обращении к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором предлагается усилить контроль за качеством огнетушителей и других противопожарных средств.

По мнению производителей пожарно-спасательной продукции, МЧС нужно наделить полномочиями проверять не только документы, но и сами противопожарные средства, поскольку сейчас из-за несовершенства системы многие муляжи имеют действующие сертификаты. В то же время эксперты полагают, что возможность проверять огнетушители не решит проблему — внешне нельзя отличить качественную продукцию от фальсификата.

Как рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции "Союз 01" (член "Опоры России") Сергей Чеботарев, сейчас пожарные инспекторы проверяют только наличие огнетушителя, но не имеют полномочий проводить экспертизу противопожарных средств.

— У пожарного инспектора, который приходит на объект, нет никаких прав, чтобы, например, отправить огнетушитель на исследование в лабораторию, если он вызывает какие-то подозрения. Контроль проявляется лишь в формальной проверке сертификата. Производитель, зная, что инструмента контроля не существует, начинает выпускать более дешевую продукцию, снижая требования к качеству. Это привело к тому, что сейчас по сути на всех объектах стоят муляжи, — сказал он.

Чеботарев пояснил, что сертификат — это формальный документ, который дает право выпускать противопожарные средства, но дальнейший процесс производства никто не контролирует. Одна из основных проблем — изобилие органов сертификации (в России их более 70, тогда как в Белоруссии, например, только один такой орган, в Германии — два), многие из которых не имеют собственных испытательных лабораторий и экспертов.

"В Ассоциацию "Союз 01" регулярно поступают жалобы от производителей о звонках представителей органов сертификации с предложением пройти сертификацию "по упрощенной схеме" без предъявления образцов продукции", — говорится в обращении.

По словам Чеботарева, сложившаяся ситуация представляет угрозу безопасности жизни граждан России. Сегодня более 80% пожарно-спасательной продукции, реализуемой в стране многочисленными торговыми и посредническими компаниями, является фальсифицированной.

"Недобросовестные производители, пользуясь сложившейся ситуацией, наводняют рынок фальсифицированной продукцией — муляжами огнетушителей и огнетушащих порошков, противопожарных дверей, разбавленными огнезащитными составами и пенообразователями и другой продукцией, к которой установлены обязательные требования в области пожарной безопасности. В данной ситуации предложить на рынок качественный товар по конкурентоспособной цене фактически представляется невозможным", — говорится в документе.

Ключевые проблемы отрасли были выявлены на основании испытаний, которые "Союз 01" проводил в последние 3 года — всего около 500 проверок. Из-за отсутствия входного контроля качества в 2011 году на предприятии госкорпорации "Росатом" ФГУП "Производственное объединение Маяк" Челябинской области был поставлен фальсифицированный огнетушащий порошок. Недавний пожар в ТЦ "Адмирал" в Казани также ярко иллюстрирует проблему, когда неисправные огнетушители только разносили огонь по объекту.   

В итоге предлагается наделить МЧС полномочиями по контролю закупок и проведению экспертиз пожарно-спасательной продукции.

"Вынести обсуждение этой ситуации на ближайшее заседание правительства РФ; cоздать межправительственную рабочую группу, в состав которой помимо представителей профильных министерств и ведомств, включить представителей отечественной промышленности, а также экспертов общественных организаций; определить ведомство, за которым будет закреплена ответственность по надзору за качеством продукции пожарно-технического назначения. Считаем, что единым органом, ответственным за противопожарную продукцию, может стать Министерство промышленности и торговли РФ", — просит ассоциация в своем обращении к Медведеву.

Чеботарев отметил, что сейчас пожарные инспекторы даже не знают национального стандарта по огнетушителям, поскольку их проверка не входит в должностные инструкции сотрудников.

— Нужно инспекторам раздать методические пособия — некий ГОСТ в картинках, где будут доступно изложены основные требования к качеству продукции — например, где должны быть расположены и в каком состоянии должны быть этикетка, клеймо, запорно-пусковое устройство, датчики и пр. В случае же возникновения подозрений, что это фальсификат, огнетушитель должен быть направлен на экспертизу, где он должен будет потушить смоделированный очаг возгорания, — сказал Чеботарев.

В то же время начальник отдела по координации деятельности добровольной пожарной охраны управления пожарно-спасательных сил столичного ГУ МЧС, подполковник внутренней службы Владимир Фульга считает, что ужесточать контроль нецелесообразно.

— При усилении контроля в первую очередь пострадают как раз добросовестные производители, которые подвергнутся дополнительным проверкам. Кроме того, чтобы ужесточить надзор, надо увеличивать количество чиновников, а мы сейчас движемся в обратном направлении. Правильнее развивать институт саморегулирующихся организаций, когда компании сами объединяются и принимают на себя обязательства контролировать друг друга, — рассказал он.

Независимый эксперт по пожарной безопасности Денис Себенцов считает, что наделение инспекторов полномочиями по проверке противопожарных средств не решит проблему.

— Внешне никак нельзя определить, работает ли, например, огнетушитель. Получается, для проверки нужно будет его использовать, а потом выбросить. А если речь идет о системе пожаротушения — не будет же инспектор искусственно создавать задымление, чтобы включить ее. Тот же газ только в одном баллоне (в газовой системе пожаротушения) стоит от 50 тыс. до 100 тыс. рублей — никто не пойдет на такую проверку, — говорит он.

Эксперт не согласен с оценкой количества фальсифицированной продукции и подчеркивает, что огнетушители составляют только 1–2% от всех противопожарных средств, а это системы пожаротушения, системы сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, а также многое другое.

— Самое главное — это изменить систему сертификации. Сейчас можно сделать несколько экземпляров качественных огнетушителей, предоставить их и получить сертификат на производство, а потом выпускать миллионы некачественных. Нужно осуществлять контроль за изделиями, которые поступают на рынок — например, проводить независимые контрольные закупки и по их результатам отзывать сертификаты, — считает он. — Кроме того, нужно усилить работу над реформированием нормативной базы, чтобы сократить огромное отставание прописанных требований от реально существующих технологий.  

В письме говорится, что "в настоящее время по основному показателю уровня пожарной безопасности (индивидуальному пожарному риску) Россия уступает развитым странам Запада в 8–16 раз, а это означает, что ежегодно от пожаров у нас погибает около 10 тыс. человек, что в 8–16 раз больше, чем в Европе или Америке".

11 марта этого года в одном из крупнейших ТЦ Казани "Адмирал" пожар охватил площадь в 4 тыс. кв. м. После возгорания обвалился один из входов. По последним данным, в результате ЧП погибли 17 человек, свыше 70 пострадали. После пожара прокуратура начала проверки торговых объектов республики с массовым пребыванием людей на предмет соблюдения требований пожарной безопасности — всего предстоит проверить 239 объектов.