(843) 519-74-19

Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты

Новости

20 апреля 2016

 Реформа контроля и надзора: обмен лучшими практиками20.04.2016

При совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в России необходимо учитывать существующие международные практики, в том числе по формированию проверочных листов, по созданию механизмов обратной связи между государством и проверяемым бизнесом, а также в сфере информатизации контрольно-надзорной деятельности. Готовность обмениваться опытом была заявлена на состоявшейся 18 апреля встрече министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова с представителями Всемирного банка.

Об опыте других стран в части реформирования контрольно-надзорной деятельности рассказала исполняющая обязанности директора по России, руководитель программ по России в области развития частного и финансового сектора Всемирного банка Сильви Боссутро. Г-жа Боссутро поделилась опытом Всемирного банка по сопровождению реформ контрольно-надзорной деятельности. По её мнению, за последние годы в России был совершён прорыв в области упрощения и сокращения процедур, связанных с открытием и началом ведения бизнеса, но ситуация с «выживаемостью» бизнеса в дальнейшем по-прежнему не идеальна. На его «выживаемость» огромное влияние оказывает контрольно-надзорный режим. Чем более этот режим понятен, открыт и прозрачен, тем больше «выживаемость» бизнеса. Одним из элементов, помогающих сформировать комфортный для бизнеса и потребителей его услуг контрольный режим, являются чек-листы (проверочные листы).

Опыт участия Всемирного банка в разработке чек-листов есть в Иордании, Литве, Киргизии и Казахстане. Создание проверочных листов, в которые включаются наиболее важные и значимые требования и нормы, предъявляемые к объектам, позволяет реализовывать принцип риск-ориентированного подхода к проверкам, отметила представитель Всемирного банка.

Формирование проверочных листов может стать одним из приоритетов реализации «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы, считает министр РФ Михаил Абызов. Документ был разработан Минэкономразвития совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ  при активном участии экспертного и предпринимательского сообществ в формате Открытого правительства и утверждён Премьер-министром Дмитрием Медведевым 1 апреля. Разработка чек-листов уже является одним из направлений работы в рамках этого плана мероприятий.

Внедрение чек-листов остаётся предметом для обсуждения. Здесь есть два подхода: либо провести тотальную ревизию всей системы обязательных требований, либо внедрить простые механизмы проверочных листов. Но нужно ответить на вопрос — как определить те требования, которые должны войти в чек-листы? Это должно зависеть от уровня риска. Дальше вопрос — как измерить этот уровень риска? Что делать с нарушением тех требований, которые не входят в проверочный лист? Каковы последствия первого нарушения, а каковы — второго? Ещё один вопрос заключается в том, что невозможно создать качественный проверочный лист по тому или иному виду контроля, потому что каждый объект индивидуален. Вы приходите в кафе и проверяете его с точки зрения безопасности, а там система приготовления пищи может быть электрическая или на газе, вытяжка приточная или вентиляционная, оно расположено в многоэтажном доме или отдельно стоящем здании?» — отметил министр.

Несмотря на наличие всех этих вопросов, чек-листы нужно вводить, уверен министр. Но не единовременно и не повсеместно — начать следует с нескольких пилотных ведомств.

Ещё один важный аспект совершенствования контрольно-надзорной сферы, по словам представителя Всемирного банка, — это выстраивание обратной связи между государством и бизнесом. Здесь позитивный опыт есть у Иордании, где при непосредственном участии Всемирного банка в 2014 году было запущено специальное мобильное приложение для предпринимателей для оценки качества деятельности контрольных органов. Важно, чтобы вся информация, направляемая предпринимателями в контрольные ведомства в форме обратной связи, была структурирована, чтобы её можно было использовать в дальнейшем, подчеркнула г-жа Сильви Боссутро. Кроме того, важно, чтобы была реакция на обратную связь со стороны ведомств, отметила она.

Вопросам получения обратной связи от предпринимателей, сталкивающихся с контрольно-надзорными мероприятиями, также посвящён отдельный пункт в «дорожной карте» по совершенствованию контроля и надзора. Практики мобильных приложений, анкетирования, «контрольных закупок» нужно развивать, в том числе с учётом лучших зарубежных практик, считает Михаил Абызов. Он напомнил, что в России есть опыт получения обратной связи от граждан по итогам оказания государственных услуг, для этого создан портал «Ваш контроль».

Однако одного только мнения представителей бизнеса для получения объективной информации о контрольно-надзорной деятельности недостаточно, считает министр. Необходимо внедрить систему показателей, характеризующих надзорное давление на бизнес.

Последние годы предприниматели говорят, что надзорное давление возрастает. Но давайте посмотрим на статистику: число плановых проверок и внеплановых падает. Объём штрафов падает. Что значит "растёт давление"? Стали брать больше взяток? У нас до сих пор нет единой "приборной панели", которая бы объективно характеризовала качество осуществляемого контроля и надзора и соблюдения государственных требований к проверяемому объекту. И в этом отношении социология, обратная связь, анкетирование и практика "контрольных закупок" могут стать инструментом повышения объективности», — сказал Михаил Абызов.

Ещё одним направлением сотрудничества Открытого правительства и Всемирного банка может стать информатизация. Именно в части информационных технологий нужно обеспечить прорыв в части контроля и надзора, подчеркнул Михаил Абызов. Внедрение новых технологий и механизмов дистанционного контроля позволит рационально распределить ресурсы внутри контрольных ведомств на фоне оптимизации их структуры, считает министр.

Всемирный банк воспринимает Россию не только как импортёра знаний и лучших практик, но и как страну, имеющую уникальные знания и опыт, которыми она может поделиться с другими странами, отметила г-жа Сильви Боссутро.