(843) 519-74-19
Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты
19.04.2016
Завершена работа над первым законопроектом, подготовленным по предложениям кремлевской рабочей группы мониторинга и анализа правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Группу возглавляет руководитель администрации президента Сергей Иванов, в нее входят представители силовых ведомств и предпринимательских организаций. Первое заседание состоялось в конце марта, подготовить по его итогам законопроект президент Владимир Путин поручил государственно-правовому управлению до 22 апреля.
Бизнесмены просили вернуть в Уголовный кодекс (УК) утратившую силу по решению Конституционного суда статью о мошенничестве в сфере бизнеса (159.4), расширить применительно к экономическим преступлениям сферу действия статьи 76.1 УК, предусматривающей освобождение от ответственности за совершенные впервые преступления небольшой и средней тяжести, увеличить пороговые значения размера причиненного ущерба для экономических преступлений, уточнить порядок признания вещественными доказательствами изъятых у предпринимателей предметов и процедуру их возврата, а также обеспечить допуск нотариуса к арестованным бизнесменам.
Согласно подготовленным в Кремле поправкам (текст есть у «Ведомостей») возвращать в УК специальную статью о мошенничестве предпринимателей не предполагается. Вместо этого авторы предлагают дополнить статью 159 («Мошенничество») частями, квалифицирующими мошенничество в сфере предпринимательства. К примеру, преднамеренное неисполнение договорных обязательств, причинившее ущерб в особо крупном размере (10 млн руб. и более), предлагается карать лишением свободы на срок до 10 лет (по отмененной статье 159.4 максимум был 5 лет). Одновременно предлагается ужесточить наказание за остальные виды мошенничества – с 4 до 5 или 6 лет в случае причинения соответственно значительного и крупного ущерба.
Такое нововведение никак не облегчит жизнь бизнесменам, сетует сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров: грозящее им максимально возможное наказание осталось столь же суровым, как сейчас, да еще и за остальные виды мошенничества его ужесточили. С тем же успехом можно было вообще ничего не менять, считает он.
К другим просьбам бизнесменов в Кремле отнеслись более внимательно. Количество экономических составов преступления, по которым предприниматели согласно статье 76.1 УК могут быть освобождены от уголовного преследования при условии полного возмещения ущерба и уплаты штрафов, может быть увеличено на семь. Это, к примеру, ограничение конкуренции, неправомерное использование инсайдерской информации, незаконный оборот драгоценных металлов и контрабанда наличных средств. Еще по шести статьям (в том числе незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, злоупотребление при эмиссии ценных бумаг или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг) прекращению преследования не будут, как сейчас, препятствовать дополнительные квалифицирующие признаки. Кратность штрафов, уплачиваемых подпадающими под действие этой статьи лицами в федеральный бюджет, снизится с пяти до двух размеров причиненного ущерба.
Этот вариант выглядит гораздо лучше, чем сверхосторожный Министерства экономического развития, где ранее также готовили изменения в статью 76.1 УК, говорит руководитель секретариата центра «Бизнес против коррупции» Сергей Таут: в кремлевском законопроекте составов больше, во многих случаях не исключается квалифицирующий признак группы.
Наконец, учтены пожелания бизнес-сообщества увеличить пороговые значения причиненного ущерба. Для преступлений в сфере экономики авторы законопроекта предлагают установить сложную шкалу. По умолчанию крупным предлагается считать ущерб от 2,25 млн руб. (вместо нынешних 1,5 млн), особо крупным – от 9 млн руб. (сейчас – 6 млн), но для многих статей устанавливается собственный порог оценки. Так, планка особо крупного ущерба при незаконной эмиссии ценных бумаг и использовании инсайдерской информации повысится с 2 млн до 3,75 млн руб. Уклонение от уплаты налогов в крупном размере будет начинаться для организаций с 15 млн руб. в пределах трех финансовых лет либо с 5 млн, если сумма уклонения составляет 25% от всех начисленных налогов (сейчас – 6 млн или 2 млн руб., если они составляют более 10% начисленных налогов).
Эксперты считают эти меры недостаточными. Предлагаемые пороги совершенно не учитывают масштабов бизнеса и налогов, уплачиваемых крупными компаниями, предупреждает Вадим Зарипов из «Пепеляев груп»: для них даже несущественная недоплата, в том числе из-за «пропавших поставщиков», может превышать 15 млн руб. и создавать повод для возбуждения уголовного дела. Необходимо отказаться от абсолютных показателей, которые означают крупное или особо крупное уклонение, установив единый процент от общей суммы подлежащих уплате налогов, настаивает эксперт, в противном случае нарушается принцип справедливой и равной юридической ответственности.