(843) 519-74-19
Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты
06.07.2015
3 июля в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России состоялось 29-е заседание комиссии по ликвидации излишних административных ограничений под руководством первого заместителя министра Сергея Шлякова. Данное рабочее совещание направлено на оптимизацию административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса.
В заседании приняли участие главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору Борис Борзов, президент некоммерческой организации «Российский топливный союз» Евгений Аркуша, вице-президент общероссийской общественной организации «Опора России» Марина Блудян, представители структурных подразделений чрезвычайного ведомства, представители объединений промышленников, страховых компаний и бизнеса.
В ходе работы комиссия рассмотрела вопросы обязательных видов страхования, защищающих людей при возникновении чрезвычайной ситуации, также были подведены итоги работы, направленной на исполнение поручений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, в котором были сформулированы приоритетные задачи по совершенствованию надзорной деятельности: максимальное снятие ограничений с бизнеса и избавление его от навязчивого надзора, публичность проверок и применение риск-ориентированных подходов, а также установление для малого бизнеса с надёжной репутацией «надзорных каникул».
Для реализации поставленных задач в МЧС России была утверждена концепция, основной идеей которой является внедрение новых подходов в организации деятельности органов надзора, повышение доли профилактической работы при сохранении эффективности контрольных мероприятий, а также дальнейшее повышение уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров и безопасности на воде.
При планировании надзорных мероприятий приоритетом в данном направлении стало внедрение риск-ориентированного подхода при проведении надзорных мероприятий, в зависимости от степени социального риска и риска причинения вреда чужому имуществу. Данный подход позволит произвести категорирование объектов защиты по классам потенциальной опасности, установить порядок формирования и ведения реестра объектов защиты с учетом их характеристик и категории потенциальной опасности, а также сведений о владельце и собственнике соответствующих объектов, сформировать единый реестр проверок, реестр нормативных правовых актов и документов, требования которых подлежат проверке, а также позволит сократить количество подконтрольных объектов и перейти к проверкам в зависимости от риска наступления неблагоприятных условий.
Члены комиссии одобрили соответствующий проект, который будет представлен на согласование на очередном заседании в Открытом Правительстве Российской Федерации.
В целях сокращения административной нагрузки на бизнес и дальнейшего развития институтов негосударственного контроля в МЧС России был разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности».
Данный законопроект устанавливает запрет на проведение проверок органами надзорной деятельности в течение трех лет с момента получения на объект проверки заключения независимой оценки пожарного риска, а также предусматривается административная и уголовная ответственность экспертных организаций и их должностных лиц за предоставление заведомо ложного заключения.
Совместно с Минэкономразвития специалисты МЧС России подготовили законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Законопроектом предусматриваются «надзорные каникулы» для субъектов малого бизнеса и микропредприятий в случае, если они не имели существенных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации касающихся административного приостановления деятельности и лишения лицензии.
В ходе работы комиссия рассмотрела законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в частности, с целью устранения противоречий в действующих нормативных правовых актах предложено включить в перечень государственных контролей (надзоров), которые могут осуществляться государственными учреждениями, федеральный государственный надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами и наплавными мостами.
Заслушав и обсудив доклады экспертов, члены комиссии пришли к выводу, что к обязательному страхованию следует прибегать лишь в случаях, когда оно является наиболее эффективным способом решения общественно значимых проблем. Это касается в основном страхования гражданской ответственности, связанной с деятельностью, создающей повышенную опасность. Поэтому учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие страховой отрасли Российской Федерации должно быть направлено на стимулирование развития добровольных видов страхования, а также на повышение привлекательности страхования для граждан.
Эксперты отметили, что в рамках работы по снятию административных ограничений предпринимательской деятельности органы надзорной деятельности существенно снизили свое «законное присутствие» на объектах защиты. Количество плановых проверок по линии пожарной безопасности в прошедшем году сокращено на 42%, по линии гражданской обороны на 74%, по линии ЧС – на 76%.
Подводя итоги заседания, Сергей Шляков выразил надежду, что выработанные современные подходы будут способствовать дальнейшему совершенствованию системы государственных надзоров МЧС России, позволят снизить административную нагрузку в отношении субъектов малого и среднего бизнеса с целью создания благоприятного климата для развития предпринимательской активности.