(843) 519-74-19
Добровольная сертификация систем и элементов противопожарной защиты
23.04.2015
Смена системы лицензирования на саморегулирование не искоренило в стройиндустрии коррупцию, не улучшило качество работ, а отсутствие единого реестра членов СРО вдобавок еще и породило новый вид мошенничества. Об этом сообщается на сайте ИП Всё о саморегулировании.
Козак и Мень дали СРО восемь месяцев на исправление
Саморегулирование в сфере строительства, как известно, рождалось в долгой борьбе с «глубоко порочной» системой лицензирования, порождавшей коррупцию и скверное качество строительных работ. Энтузиасты СРО боролись с этим пороком до тех пор, пока не искоренили его полностью - с 1 января 2010 года допуск на выполнение этих видов работ выдается только членам саморегулируемой организации.
С тех пор прошло более пяти лет, но и ныне действующая система саморегулирования, как и некогда «глубоко порочная» система лицензирования, увы, по-прежнему в избытке генерирует коррупцию, упрямо отказываясь при этом генерировать нужное качество работ. Правда, кое-что все-таки изменилось. Ведь взятки теперь строители предлагают не чиновникам, отвечающим за лицензирование, а сотрудникам аппарата Национального строительного объединения. Ну а те, как известно, от них не отказываются…
Что же касается качества работ, выполняемых членами СРО, то об этом в конце марта на расширенном заседании коллегии Минстроя довольно хорошо сказал зампред правительства Дмитрий Козак: «СРО как институт саморегулирования не состоялся. По-прежнему неясно, как расходуются их компенсационные фонды и выдаются допуски СРО… Качество строительства организаций, входящих в СРО, зачастую неудовлетворительное».
С позицией вице-премьера солидарен и глава Минстроя и ЖКХ Михаил Мень: «С Национальным объединением строителей и с вице-премьером Дмитрием Николаевичем Козаком мы договаривались о том, что в течение года этот институт либо состоится путем внесения изменений в законодательство, либо нужно будет поднимать вопрос на уровне руководства страны о целесообразности этого института в нашей сфере... Вокруг этого больше всего разговоров и коррупции… Мы двигались в сторону саморегулирования, уходя от государственного влияния на этот процесс, но вот что получилось. Если этими мерами не удастся выстроить нормальный механизм, то, как мы и договаривались, мы будем говорить о возвращении лицензирования в строительной сфере».
Дмитрий Козак также заметил, что для улучшения ситуации надо усилить финансовую ответственность саморегулируемых организаций за работу своих членов. Пакет соответствующих законов сейчас находится в разработке, либо уже обсуждается в Госдуме.
Единый реестр членов как средство против мошенничества
Но что толку в принятии новых законов, если они далеко не всегда исполняются. Например, в пункте 8 части 8 Статьи 55.20. ГрК РФ, сказано, что одной из основных функций национальных объединений СРО является: «…8) ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти…»
Следовательно, ведение единого реестра членов строительных СРО наряду с Ростехнадзором после принятия № 359-ФЗ возлагается еще и на Национальное объединение строителей, как впрочем, и на Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (но он только что создан, поэтому пока не будем ему задавать вопросов). Но что за это время сделано НОСТРОем? Фактически ничего, если не считать абсолютного бесплодного аврала, устроенного ностройевцами в январе этого года по сбору данных в единый реестр – см. публикацию на нашем портале Новогодний аврал, или зачем НОСТРОЙ собирал данные от 17 апреля 2015 года.
Как мы уже говорили, этот сбор данных, по сути, закончился ничем, поскольку на сайте НОСТРОЙ так и не появился единый реестр членов СРО. А самое главное опять непонятно как НОСТРОЙ его собирается создавать и наполнять. В электронном виде на ностройевском сайте есть только «Реестр членов НОСТРОЙ», а также «Реестр исключенных членов СРО на 14 октября 2014 года». Ну а на большее - даже на то, чтобы актуализировать реестр исключенных членов СРО на более позднюю дату - аппаратных сил у Национального объединения строителей, похоже, пока не хватило.
А между тем отсутствие единого реестра членов СРО уже многие годы создает серьезные проблемы для подрядчиков и организаторов конкурсов и тендеров по выполнению строительных работ. Заказчики в ходе проверки допуска к работам у строительной, проектной или изыскательской компании или индивидуального предпринимателя, руководствуясь п.18 ст. 55.8 ГрК РФ, обращаются к реестру на сайте СРО, в которой последние состоят.
И когда у них нет такой возможности - из-за информационной закрытости коммерческих СРО - заказчики обращаются к реестру надзорного органа Ростехнадзора и в НОСТРОЙ. Но и там, увы, не находят нужной информации. Поэтому им сегодня остается только делать бумажный запрос в Ростехнадзор, НОСТРОЙ или НОПРИЗ. То есть по факту заказчикам приходиться терять массу времени с непонятным результатом. Поэтому сегодня единственная возможность проверить наличие допуска у члена СРО - сделать запрос в то СРО, которое и выдало ему предъявляемый заказчику допуск.
Но сегодня широко распространены платежи в компфонд в рассрочку. Причем, до момента оплаты всей суммы компфонда СРО хотя и выдает новому члену допуск к работе и другие необходимые документы, но сведения о его вступлении в СРО и оформленном допуске к работам в Национальное объединение и Ростехнадзор не передаются.
Ну а если заказчик направляет официальный запрос в СРО, о том есть ли у данной строительной организации или индивидуального предпринимателя допуск к работам, то от саморегулируемой организации ему, как правило, приходит положительный ответ. Так как именно это и гарантирует коммерческое СРО своему новоиспеченному члену. Таким образом руководители многих СРО фактически обманывают заказчиков, мошенничая с допусками. В результате в конкурсах и тендерах нередко побеждают строительные компании и индивидуальные предприниматели, не имеющие легитимного допуска к работам. А какое качество можно ждать от этих липовых строителей?
Справедливости ради стоит заметить, что до принятия ноябрьских поправок 2014 года в Градостроительный кодекс за составление единого реестра членов СРО отвечал Ростехнадзор. Но почему-то и у этого ведомства руки до него так и не дошли. Правда, формально на сайте Ростехнадзора есть реестры саморегулируемых организаций, входящих в строительные, проектные и изыскательские Национальные объединения. Опять же формально у этого ведомства есть и реестр членов СРО, входящих в НОСТРОЙ или НОПРИЗ. Но по факту там есть только его жалкое подобие – 7370 членов СРО. В то время как сегодня в сфере строительства работают около 300 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, являющихся членами СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.
По имеющейся у автора этих строк информации, эти реестры для Ростехнадзора были составлены на основе программы, работающей и сегодня (sro.gosnadzor). Причем, все эти внесенные сведения в свое время были заверены ЭЦП (электронно-цифровой подписью) уполномоченного исполнительного органа СРО и были актуальны на момент их отправки. То есть… в 2012 году! В связи с этим возникает вопрос, что мешало Ростехнадзору в течение двух с лишним лет заниматься этим реестром, работая над улучшением этой программы.
17 апреля 2015 года, сразу же после публикации на нашем портале Новогодний аврал, или зачем НОСТРОЙ собирал данные, на сайте НОСТРОЙ наконец-то появилось разъяснение: «В связи с многочисленными запросами о порядке ведения и предоставления данных для единого реестра членов саморегулируемых организаций сообщаем, что в настоящее время Национальным объединением строителей проводятся работы по разработке программы для ведения единого реестра членов саморегулируемых организаций на основании формы, утвержденной приказом Ростехнадзора от 25 марта 2015 года № 114. До момента запуска данной программы уведомления следует направлять в ранее используемой форме. Об изменении формы и формата предоставления сведений и уведомлений будет сообщено дополнительно».
Итак, НОСТРОЙ наконец-то решил вплотную заняться программой для ведения единого реестра членов СРО. Правда, из опубликованной информации не совсем понятно, собираются ли в Национальном объединении строителей самостоятельно заниматься разработкой этой программы, либо они хотят пригласить сторонних разработчиков. И если ностройевцы решили выбрать второй вариант, то почему ими до сих пор не объявлен открытый и честный конкурс? И почему с этим решением до сих пор тянут…
Тем более что время уже не терпит, поскольку в правительстве ждут до конца 2015 года радикального улучшения системы саморегулирования. После чего все строительные и проектно-изыскательские СРО могут расформировать, вернув «глубоко порочную» систему лицензирования. То есть до часа икс, когда из-за бездействия НОСТРОЙ все допуски к работам могут превратиться в абсолютно бесполезную макулатуру, осталось всего лишь восемь месяцев…